ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
ОТКУДА БЕРЁТСЯ ГРИП?
Андрей АНТОНОВ
Вопрос "Почему?" не давал мне покоя. И я стал копать. Кроме ответа на свой вопрос я
понял и еще одну вещь. Чтобы понимать процессы, происходящие в момент открытия
затвора, нужно все-таки учить в школе математику, физику и химию. Для построения
идеальной композиции это кажется ненужным (да и то - чтобы рассчитать золотое
сечение нужны минимальные навыки по арифметике), но вот для получения технически
качественного изображения пренебрегать знаниями по оптике не стоит.
Поскольку любой объектив неидеален, то точки изображаемого объекта будут отображаться пятнами (кружками). Однако любой кружок диаметром примерно до 1/1500 диагонали кадра (минимальный кружок рассеяния, ~0,03 мм) будет восприниматься как точка в силу особенностей человеческого зрения, то есть будет восприниматься как резкое изображение. Рисунок 1. (По материалам издания «Справочник фотолюбителя» (под ред. Е.А. Иофиса и В.Г. Пелля, М., Искусство, 1964). На рисунке 1 светочувствительный слой (пленка, матрица ЦФК – неважно, далее будем использовать термин «матрица») расположен в плоскости В. Но если перемещать матрицу от объектива или к нему таким образом, чтобы диаметр сечения пучка лучей с был бы менее, чем 0,03 мм, то изображение все равно будет казаться резким. Таким образом, мы получаем некоторое пространство, называемое глубиной фокуса и равное 2Δ. Расстояние Δ зависит от диафрагменного числа и размера минимального кружка рассеяния с. Двум граничным плоскостям в пространстве изображения будут соответствовать две плоскости в пространстве объектов, которые ограничивают некую область, причем все точки внутри этой области будут отображаться резко, иными словами эти плоскости и ограничивают границу резко изображаемого пространства (ГРИП). Плоскость, расположенная ближе к объективу, является передней границей резко изображаемого пространства и находится перед объективом на расстоянии, определяемом формулой: Дальняя плоскость является задней границей резко изображаемого пространства. Расстояние до нее можно вычислить по аналогичной формуле: Анализируя эти формулы можно сделать важный вывод – поскольку диафрагменное число находится в знаменателе обеих дробей, то при его увеличении (закрытии диафрагмы) ближняя граница резко изображаемого пространства приближается к объективу, а задняя удаляется, что приводит к общему увеличению ГРИП. Точно также увеличивается ГРИП при снижении требований к минимальному кружку рассеяния. Так, например, при рассматривании фотографии с расстояния 40 см изображение будет казаться все еще резким при размере кружка рассеивания, равном 0,16 мм. Если не брать в расчет специальные виды съемки (например, макрофотографию), то можно упростить формулы для расчета ГРИП. Например, обычно фокусировка проводится на дистанции, много большие фокусного расстояния объектива, поэтому разницу d – f можно приравнять к d. А если ГРИП выразить через гиперфокальное расстояние, то формула еще более упростится. Поскольку мы выяснили, что задняя граница резко изображаемого пространства всегда находится дальше от объекта, чем передняя граница, то можно сделать немаловажный вывод – фокусироваться лучше в плоскости, которая находится ближе к передней границе резко изображаемого пространства. Если же за переднюю и заднюю границу принять ближний и дальний план соответственно, то точку фокусировки можно выбрать на расстоянии, равном Основными итогами всех этих математических выкладок является обоснование факта увеличения ГРИП при закрытии диафрагмы, а также определение условий для получения максимального значения ГРИП. Как вы видите, за сухими формулами кроется мощнейший инструмент для воздействия на зрителя. Умелая манипуляция диафрагмой позволит художественно размыть фон для портрета или сделать резким каждый листочек в пейзаже.
2007 © Андрей Антонов, фотографии автора
Статья основана на материалах «Справочника фотолюбителя» (под ред. Е.А. Иофиса и В.Г. Пелля, М., Искусство, 1964). Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>> Посетить страницу автора в ЖЖ >>> |
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|